2.2.
Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к
одному слову в главном предложении
1. Вопросы: придаточные
изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.
2. Главное слово: придаточные
изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в
разъяснении и выраженное глаголом,
существительным, прилагательным, наречием.
3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут
прикрепляться к главному предложению с помощью:
- союзов (что, чтобы, как, будто, как будто), союза-частицы ли;
- союзных слов (кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда,
когда, зачем, почему и др.).
В главном предложении могут быть (но не
обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения.
4. Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят
после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным
словом.
Примеры:
1.
Началось
с того [с
чего?], что Колька из озорства отнял у
меня книжку (Гайдар).
[гл. + указ. сл.], (что – союз).
2.
У
Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном
пространстве (Тельпугов).
[ сущ.], (будто – союз).
3.
Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).
[гл. ], (ли –
союз-частица).
4.
–
Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).
[гл. ], (чтобы – союз).
5.
Сейчас
уже никто не
знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная
школа» (Песков).
[гл. ], (откуда – союз.
слово).
Обратите
внимание!
1) В изъяснительных придаточных наиболее
разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из
них (что, как) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в
данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и
союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1).
2) Союз чтобы всегда
имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.
Надо было прожить великую жизнь [зачем? с какой целью?], чтобы негры
просили заступничества у русского графа (Песков).
В придаточном изъяснительном также может
использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному
будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение
желательности, возможности, необходимости.
Ср.: Елизавета Киевна просила [о
чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).
3) Сравнительные
союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных
сравнительных.
Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка
на ветвях запуталась (Маршак).
Если они употребляются в придаточных
изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само
придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.
Ср.: Говорят [что?], будто он
принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).
4) Союзы
и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним
достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями.
Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного
изъяснительного.
Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь.
Поэтому такие сложноподчинённые предложения часто
путают с бессоюзными сложными предложениями. Кроме того, положение
союза-частицы ли надо
учитывать при расстановке знаков препинания (запятая ставится не перед ним, а в
начале придаточного предложения).
Комментариев нет:
Отправить комментарий