Русский язык 865 - это дочерний блог моего блога русский и литература 865


вторник, 17 ноября 2015 г.

Общая характеристика сложноподчинённых предложений

Глава 2. Сложноподчинённое предложение

2.1. Общая характеристика сложноподчинённых предложений

1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главная часть (главное предложение) и одно или несколько придаточных частей (предложений). Придаточные части (предложения) подчиняются главной части (главному предложению) и отвечают на вопросы членов предложения.

МЕСТО ПРИДАТОЧНЫХ

Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).
(С тех пор как    ), [     ].
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).
[     ], (что    )
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
И вечерком, когда все кошки серыкнязь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).
[    , (когда   ),    ]

ПУНКТУАЦИЯ

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ

2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.
К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
  • определительные;
  • дополнительные (по другой классификации – изъяснительные);
  • обстоятельственные придаточные образа действия и степени.
  • придаточные подлежащные;
  • сказуемные (по другой классификации подлежащные и сказуемные придаточные относятся к придаточным местоимённо-определительным);
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
  • придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).
Типология придаточных предложений даётся по учебнику: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5–9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
  • в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
  • в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении.
Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.
Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.
Исключение составляет союз-частица ли, который находится в середине придаточного предложения. Обратите на это внимание!

РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ

Разграничение союзов и союзных слов
СоюзыСоюзные слова
1. Не являются членами предложения, например: Он сказал,что сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является членом предложения).
1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).
2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину.
2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.
3. На союз не может падать логическое ударение.3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра.
4. После союза нельзя поставить частицы жеименно.4. После союзного слова можно поставить частицы жеименно, ср.: Я знаю, что жеон будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера.




Обратите внимание!
1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными. Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее.
Когда является союзом в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) и в придаточном условия (Когданужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).
Когда является союзным словом в придаточном дополнительном (Я знаю, когда он вернётся) и в придаточном определительном (Тот день, когдамы встретились впервые, я не забуду никогдакогда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который, ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда).
Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили(Пушкин) – придаточное сравнительное; Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) – придаточное условия; можно заменить: если душа черна. – Делай так, как тебя учили – придаточное образа действия и степени).
Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами.
Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что – союз). – Я знаю, что он будет делать завтра (что – союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как – союз). – Я знаю, как она любит сына (как – союзное слово).
В придаточном дополнительном союз как можно заменить союзом что, ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. – Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.
2) Чем является союзом в двух случаях:
а) в составе двойного союза чем... тем:
Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;
б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе.
Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).
3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами.
Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.
При разборе придаточного предложения как простого очень часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на значение союзного слова. Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом предложения это слово является.
Ср.: Я знаю, где он прячется. – Там он прячется.
Союзные слова который, какой, чей в определительном придаточном можно заменить существительным, к которому относится это придаточное.
Ср.: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила (Герман). – Сказку мама любила; Стюарт Яковлевич – такой управитель, какого и на свете нет. – Такого управителя и на свете нет.
Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от главного предложения к придаточному.
Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был – придаточные дополнительные; Он вернулся в город (в какой город?), гдепровел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда – придаточные определительные.
Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который.
Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. – Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. – Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.

РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ

4. Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:
Он вернулся в тот город, где провёл юность (тот – определение; придаточное определительное); Он остался с темчтобыдоказать свою невиновность (с тем – обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так, чтобы никто не видел записки (так – обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).
Способ выражения указательных слов
РазрядПеречень словПримеры
1. Указательные местоимения и местоимённые наречияТот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет (Паустовский).
Прочтите так, чтобы никто не видел(Лесков).
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Толстой).
2. Определительные местоимения и местоимённые наречияВесь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (Федосеев).
Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения (Солоухин).
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречияНикто, ничто, нигде, никогда и др.Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа (Лесков).
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречияКто-то, что-то, где-то, когда-то и др.По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно (Лесков).
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениямиПри условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (Маршак).
Я решил обедать один по той причине, что обед приходился на вахтенные часы Бутлера(Грин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий