Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ
В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.
Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:
Образец разбора
Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
- В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова; 4) девушка должна была быть какой. Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:1) особенно понравилась Клервиллю та барышня;
2) с которой его посадили;
3) она была такова;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции. - Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была бытьдевушка из петербургской передовой интеллигенции /4.Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.
- Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1, с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;б) 3→4: она была такова /3, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.
- Вертикальная схема сложного предложения:[сущ. + ук. сл.]1 : [мест.-сказ.]3
опред.↓ ↓сказ.
(с которой – союз. сл.)2 (какой – союз. сл.)4 - Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.
- Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.
- I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та; придаточное стоит после главного.II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой; придаточное стоит после главного.
- Горизонтальная схема предложения:[сущ. + ук. сл.]1, (с которой – союз. сл.)2: [мест.-сказ.]3, (какой – союз. сл.)4.
- Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).
- В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется; 4) метинка была; 5) это не ставится.Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:1) мальчик был добрый;
2) только калачнику всегда говорили;
3) что с Селиваном требуется осторожность;
4) потому что у него на лице была красная метинка;
5) это даром не ставится. - Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:Мальчик был добрый /1 но только калачнику всегда говорили /2 что с Селиваном требуется осторожность /3 потому что у него на лице была красная метинка /4 а это даром не ставится /5.Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что. Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а. Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.
- Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:а) 1–2: Мальчик был добрый /1, но только калачнику всегда говорили /2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но;б) 2→3: только калачнику всегда говорили /2, что с Селиваном требуется осторожность /3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность /3, потому что у него на лице была красная метинка /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;г) 4–5: у него на лице была красная метинка /4, а это даром не ставится /5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а;д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность /3, потому что это даром не ставится /5).
- Вертикальная схема сложного предложения:[ ]1, но [ гл.]2
доп.↓
(что – союз)3
прич.↓
(потому что – союз. сл.)4, а ( – )5 - Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но. Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.
- Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
- II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что; придаточное стоит после главного.II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что; придаточное стоит после главногоIII придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому чтоопущен; придаточное стоит после главного.II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а.
- Горизонтальная схема предложения:[ ]1, но [ гл.]2, (что – союз)3, (потому что – союз)4, а ( – )5.
- Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).
Обратите внимание!
Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!
По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).
Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.
Горизонтальная схема: [ ]1, и, (когда – союз)2, [ ]3.
Вертикальная схема: [ ]1, и [ ]3.
врем.↓
(когда – союз)2
врем.↓
(когда – союз)2
Ср.: Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.
В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.
Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза.
План разбора сложного предложения с разными видами связи
- Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
- Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
- Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
- Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
- Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
- При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.
Образец разбора
Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).
Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, /1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, /2 то к рассказам с художественной стороны не придирались /3.
Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).
Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, /1 а... то к рассказам с художественной стороны не придирались /3. Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а.
Сочинительная связь связывает два блока.
I блок представлен предложением 1.
II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как... то; придаточное стоит перед главным.
Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как... то; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.
Горизонтальная схема: [ ]1, а (так как – с.)2, [то ]3.
Вертикальная схема: [ ]1, а [ ]3.
прич.↓
(так как... то – союз)2
прич.↓
(так как... то – союз)2
Комментариев нет:
Отправить комментарий