2.7. Суффиксы. Постфиксы
1. Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.
Например: добрый – доброта (суффикс -от – словообразовательный), добрее, добрейший(суффикс -ее – формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш – формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).
Обратите внимание!
В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь, например: Поволжь[ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь[ j ]е [зъΛн’э́жjь].
2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.
Учить – учитель, учительство, учительский.
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:
- суффикс повелительного наклонения глагола -и;Бери, веди.
- некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;Ср.: гражданин (ед.ч.) – граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) – друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а], но и за счёт суффикса -j- – [друз’jа́]); сын (ед.ч.) – сыновья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а], но и за счёт суффикса -овj – [сынΛв’jа́]); утёнок (ед.ч.) – утята (мн.ч.).
- некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.Ср.: мать – (нет) матери, время – (нет) времени.
Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
Обратите внимание!
1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) – -ть, -ти, -чь (бежать, везти, беречь). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь) как окончание (!).
2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающий, читаемый, прочитавший, прочитанный) и деепричастий (читая, прочитав). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других – как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающий, читаемый, прочитавший, прочитанный) и деепричастий (читая, прочитав). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других – как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».
Ср.: книж-к-а – книж-ек; скольз-к-ий – скольз-ок, смеш-н-ой – смеш-он, стар-ец – стар-ц-а, блюд-ц-е – блюд-ец.
Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к/ч, ова/уj).
Ср.: книж-к-а – книж-еч-к-а, ком-ок – ком-оч-ек, пир-ова-ть – пир-уj-ю.
4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.
Например:
- Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка.
- В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк(а): «Сашенька – уменьшительно-ласкательное к Саша».
- В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -к(а): «Вишенка – маленькая вишня».
- В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин-(горош-ин-а): «Горошина – единичная составляющая гороха»; суффикс -к(а): «Горошинка – маленькая горошина».
- Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный.
- В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать – предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель – тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный – такой, как мечтатель; свойственный мечтателю».
- В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный – такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Обратите внимание!
Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.
1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj(е) – влад-ениj-е, -тиj(е) – взя-тиj-е, -иj(е) –самолюб-иj-е, -j(е) – счасть-j-е, -j(ё) – старь-j-ё, -ациj(я) – делег-ациj-я, -иj(я) – арм-иj-я. Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).
2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).
Ср.: юбоч-к-а (корень юбоч- – юбк-а и суффикс -к(а)) – пил-оч-к-а (корень пил- – пил-а и два суффикса: а) -оч- (здесь есть беглая гласная и чередование к/ч) – пил-к-а, пил-ок; б) -к(а) – пил-оч-к-а, тёл-оч-к-а).
3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.
Ср.: косн-ость (от косный, где косн- – корень), готов-ность (от готовый, где готов- – корень), грамот-н-ость (ср.: грамот-а →грамот-н-ый → грамот-н-ость).
4) Выделение в качестве суффикса части корня или основы.
Любл-ю (корень любл- с чередованием б/бл);
бесед-уй-те (в данном суффиксе наблюдается чередование -ова-/-уj-, причем обычно [ j ] не получает специального графического выражения (перед гласной буквой) – бесед-у[j]-ю, а в повелительном наклонении (перед согласной буквой) такое графическое выражение есть – бесед-уй-те).
5. Суффиксы занимают положение после корня перед окончанием (если оно имеется у слова).
В русском языке есть несколько суффиксов, которые могут располагаться после окончания:
- возвратный суффикс -ся (-сь);Учится, училась.
- суффикс множественного числа в формах повелительного наклонения глаголов -те;Идёмте.
- суффиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь (обратите внимание на то, что эти элементы пишутся через дефис!).Какой-то, какой-либо, какой-нибудь.
В лингвистике для этой разновидности суффиксов есть специальный термин – постфиксы.
Постфикс -ся выступает в двух вариантах:
- после согласных – -ся;Учился, занялся, ветвиться.
- после гласных – -сь.Училась, занялась, ветвилась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий