Русский язык 865 - это дочерний блог моего блога русский и литература 865


суббота, 19 сентября 2015 г.

Способы словообразования: приставочный способ, суффиксальный способ, приставочно-суффиксальный способ, нулевая суффиксация

2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.


1. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере- (пере-плы-ть ← плы-ть).
  • Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
  • Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.
    Например: дис-комфорт ← комфортвы-ходи-ть ← ходи-ть;сверх-одарённ-ый ← одарённ-ыйпо-ныне ← ныне.
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.
Ср.: за-пе-ть ← пе-тьдо-пе-ть ← пе-тьс-пе-ть ← пе-тьпере-пе-ть ← пе-ть.

2. Суффиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.
Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и-ть ← смол-а).
  • Суффиксальный способ – один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк ← берёз-аперепис-ыва-ть ← перепис/а-тьсер-оват-ый ← сер-ый), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е-ть ← сер-ыйсер-ость ← сер-ыйсер-о ← сер-ый).
3. Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
  • В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:
    а) возвратный постфикс -ся;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь.
  • Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.
    Например: учи-ть-ся ← учи-тькак-ой-то ← как-ойкогда-либо ← когда.
Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
4. Нулевая суффиксация – образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.
Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным.
Например: высь («высокое пространство») ← выс/ок-ийзадир-Ø-а («тот, кто задирает») ← задира-ть.
  • Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
  • Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:
    1. восхожд-ениj-е ← восход/и-тьнадрез-к-а ← надрез/а-тьудаль-ств-о ← удал-ой;
    2. восход ← восход/и-тьнадрез ← надрез/а-тьудаль ← удал-ой.
    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход-Ø, надрез-Ø, удаль-Ø) – нулевая суффиксация.
Обратите внимание!
В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:
1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.
3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.
Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.
4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я, обозначающие человека по характерному для него действию.
Задира ← задирать, рёва ← реветь.
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.
Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.
6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.
Гуща ← густой, круча ← крутой.
7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.
Синь ← синий, глушь ← глухой.
  • При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).
    Например: заслуг-Ø-а ← заслуж/и-тьрассказ ← рассказ/а-тьщебет ← щебет/а-ть.
5. Приставочно-суффиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.
  • Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
    Например: под-стакан-ник ← стаканпод-шеф-н-ый ← шефобез-оруж-и-ть ← оружи-j-епо-сво-ему ← сво-й.
Обратите внимание!
1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.
Ср.: под-окон-ник («под окном») ← окн-опод-стакан-ник («под стаканом») ← стаканбез-лун-иj-е («без луны») ← лун-а.
2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:
без-людь-[ j ]-е ← люд-и.
3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:
а) от прилагательных – с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и:
по-взрослому ← взрослыйпо-хорошему ← хорошийпо-товарищески ← товарищескийпо-волчь-[ j ]-и ← волчий;
б) от порядковых числительных – с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их:
во-перв-ых ← первыйв-треть-их ← третий.
4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:
без-ног-Ø-ий («без ног») ← ног-абез-рог-Ø-ий («без рогов») ← рог.
Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:
без-билет-н-ый («без билета») ← билетбез-вред-н-ый («без вреда») ← вред.
6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:
  • приставочно-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;
    Вы-плака-ть-ся ← плака-тьв-чита-ть-ся ← чита-ть.
  • суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;
    Толп-и-ть-ся ← толп-аскуп-и-ть-ся ← скуп-ой.
  • приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки, суффикса и постфикса.
    Пере-шуч-ива-ть-ся ← шут/и-ть.

Упражнения к теме «Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов»



Комментариев нет:

Отправить комментарий