2.13. Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
Например: лесостепь – лес-о-степь□ ← лес□, степь□; каменотёс – камен-о-тёс□ ← камень□, тес/а-ть (с усечением глагольного суффикса -а-); серо-синий – сер-о-син-ий ← сер-ый, син-ий; научно-исследовательский – научн-о-исследовательск-ий ← научн-ый,исследовательск-ий; грязеводолечебница – гряз-е-вод-о-лечебниц-а ← грязь□, вод-а, лечебниц-а; тренога – тр-е-ног-а ← тр-и,ног-а;
- сложение производящих основ без соединительной гласной.Например: Ленинград – Ленинград□ ← Ленин□, град□; царь-колокол – царь-колокол□ ← царь□, колокол□;
- сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.Например: комроты ← командир роты; стенгазета ← стенная газета; медсестра ← медицинская сестра; полдня ← половинадня; пол-огурца ← половина огурца;
- сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.Например: облоно ← областной отдел народного образования; Минфин ← Министерство финансов; ОНН ← ОрганизацияОбъединённых Наций; вуз ← высшее учебное заведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
Обратите внимание!
Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово:
водопровод-чик□ ← водопровод□; разноголос-иц-а ← разноголос-ый.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод-о-провод□ ← вод-а, провод/и-ть– сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи-).
2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод-чик□ ← водопровод□ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.
Например:
- Мор-е-плава-тель□ ← мор-е, плава-ть – сложение основ мор-, плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.
- Хлеб-о-убороч-н-ый ← хлеб□, уборк-а – сложение основ хлеб-, уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.
- Мимоход-ом ← мимо, ход/и-ть – сложение основ мимо-, ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и-) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.
Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.
Например: у-мир-о-твори-ть ← мир□, твори-ть – сложение основ мир-, твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.
Обратите внимание!
Как и в других случаях, при образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть нулевым, ср.:
1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк-о-шёрст-н-ый ← гладк-ий, шерсть□; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);
2. образование прилагательного гладкокожий – гладк-о-кож-Ø-ий ← гладк-ий, кож-а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о-и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).
3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Например:
- Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума, ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённыйчеловек.
- Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума, ср.: сшедший [откуда?] с умачеловек, с ума сшедший человек.
- Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго, ср.: пластинка, играющая[сколько? как долго?] долго, долго играющая пластинка.
Обратите внимание!
При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Чтобы не ошибиться, используйте приём перифраза. При определении слова, образованного путём сложения, мы можем использовать производящие слова, но сам перифраз не будет равен производному слову.
Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).
При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:
умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»).
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.
Например: учительская, учащийся, мороженое.
- В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.)комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
- Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая(прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
- При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
- Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженоеимеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
Обратите внимание!
1) Не путайте переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией! При нулевой суффиксации, как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:
а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.
Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:
рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.
Ср.: рассказ□, рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.
2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ←гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Комментариев нет:
Отправить комментарий